Разрешил ли Коран работорговлю?

Ислам учредил работорговлю. Это одно из самых серьезных обвинений выдвигаемых против мусульманской религии. Как Бог мог разрешить продавать и покупать человека? Почему Ислам, ратующий за социальное равенство и справедливость, учреждает такой в высшей степени несправедливый социальный институт?

Отмена эволюционным путем

Забегая вперед, нужно сказать, что все подобные обвинения несправедливы и, как правило, строятся на ложных стереотипах. Отвечая же на эти вопросы, надо с самого начала определиться, что все запреты, существующие в Исламе, вводились поэтапно, последовательно с созданием необходимых условий и предпосылок. Окончательный, категоричный запрет вводился в том случае, когда общество к этому было уже полностью подготовлено. Вспомним хотя бы, что тот же запрет на употребление опьяняющих напитков был введен только через 15 лет после возникновения Ислама.

Такая же эволюционная методология была соблюдена и при отмене рабства. Одномоментная отмена рабства затруднялась вследствие внутрисоциальных условий арабского общества и обстоятельств международно-политической конъюнктуры. Что касается собственно условий арабского общества, то с одной стороны ущемлялись материальные интересы значительной части населения, владевшего рабами, с другой - не существовало никаких условий для обеспечения достойного уровня проживания и создания трудовых мест для огромного число отпущенных на волю рабов.

Вспомним, что в США после отмены рабства в конце XVIII века началось массовое возвращение изголодавшихся рабов к своим бывшим хозяевам на плантации. Не знавшие что же делать со своей свободой рабы превратились в подвешенную в воздухе массу деклассированных элементов, а говоря иначе, никому не нужный человеческий материал. Позже в США это явление назовут «рабским синдромом».

Однако американская история о блудном рабе и хозяине могла закончиться не так умилительно и безобидно. В 1861 году император Александр II подписал манифест об отмене крепостного права, который принес освобождение сразу 22,5 млн. крепостным. Но, получившие свободу, бывшие крепостные рабы подняли в ряде губерний восстания, грабя и убивая своих недавних хозяев. Восстания были подавлены царскими войсками с необычайной жестокостью. Миллионы людей были уничтожены и подвергнуты жестоким казням и пыткам.

Исламская эволюционная отмена рабства преследовала одновременно две цели: создание условий и различных мер для отмены существующего рабства, создание преград для возникновения института рабства в будущем.

Отмена существующего рабства

Здесь можно упомянуть лишь некоторые меры, нацеленные на отмену существующего с древних времен (а не созданного Исламом) в человеческом обществе рабства:

- запрещалось жесткое обращение с рабами, и единственным искуплением за мучение, которое было причинено рабу, являлось его немедленное и безвозмездное освобождение на волю;

- раб, согласно Корану, имеет полное право получит свободу путем самовыкупления с выплатой в рассрочку (мукатаба); более того, хозяин, в соответствии с текстом Корана, обязан был оказать в этом своему рабу материальную поддержку;

- рабы, прибывшие или убежавшие из немусульманских государств, на территории халифата получали статус свободного человека;

- в мусульманском мире широкое распространение имела традиция – давать волю рабам в завещании (тадбир); согласно исламскому праву, завещание уже не имело обратной силы, и хозяин также не имел уже права продавать раба, которому завещал свободу; так в IX в. халиф Маутасим, умирая, даровал свободу восьми тысячи рабам;

- хозяин не имел права продавать, дарить или завещать в наследство наложницу, родившую от него ребенка; в случае смерти хозяина наложница получала свободу;

- согласно Корану, некоторые виды грехов, как, например, неумышленное убийство, требовали обязательное искупление в виде освобождения раба; при совершении некоторых других грехов, например, нарушение обета, освобождение раба на волю предлагалось Кораном, наряду с другими, как альтернативное искупление;

- из государственного фонда Заката, согласно Корану, направлялись отдельные средства на выкуп и освобождение рабов, наравне со средствами, направленными на обеспечение бедных слоев населения;

- существует большое множество аятов Корана и хадисов Пророка призывающих мусульман безвозмездно отпускать рабов на волю; Ислам напрямую увязывает освобождение раба с набожностью и верой человека.

Таким образом, отмена существующего рабства проходила в мусульманском обществе в естественной форме с подготовкой общественного сознания к тому, что рабство – это несправедливый социальный институт, созданный человеческими руками.

Историческая справка

В 1698 году английский парламент разрешил торговлю рабами частным лицам. Между Новой Англией, Африкой и островами Карибского моря развернулась оживленная «трехсторонняя торговля». Людей продавали и покупали в обмен на ром и сахар. Из США приходили корабли, заполненные спиртом, на которые после разгрузки загоняли невольников. Один африканец стоил примерно 400 литров разбавленного спирта или 40 кг. пороха. Из каждых десяти негров берегов США чаще всего достигал только один. Только за 1661-1774 годы из Африки в США было ввезено около миллиона живых рабов, а свыше девяти миллионов погибли по дороге.

Обращение с рабами

Говоря о рабстве, нельзя не коснуться такого важного вопроса. Раб в нашем восприятии – это человек, обычно негроидной расы, истощенный от голода и изнывающий от непосильного труда на сахарных плантациях южных штатов Америки. Однако подобное обращение с рабами, присущее европейским рабовладельцам, было в корне отвергнуто Исламом.

Хорошее и доброе обращение с рабом считалось в халифате проявлением хорошего тона, воспитанности и набожности. Еще в 1106 году при описании одного идеального йеменского главы упоминается: «Он никогда не бил раба!» Уже при первых омейядских халифах египетский судья освободил рабыню, которой госпожа нанесла тяжелые телесные повреждения, и ввел ее в состав одной правоверной семьи, члены которой были за нее ответственны и должны были ее воспитывать». Как говорится в хадисе: «Кто имел служанку (т.е. рабыню), которой он дал приличное воспитание, хорошее образование, отпустил ее на волю и выдал замуж, тому двойное вознаграждение».

Хозяин, как того требовал Пророк, должен называть раба не «рабом» или «слугой», а «мальчиком», рабыню - не «рабыней» или «служанкой», а «девушкой». Также Ислам требует от хозяина соблюдать равные отношения с рабом: кормить своей едой и одевать своей одеждой. «До каких пор можно прощать раба?» - спросили Мухаммада (мир ему). «Прощай своего раба каждодневно семьдесят раз» - ответил Пророк.

Отмена рабства с перспективой на будущее

Одновременно, как уже было сказано, Ислам создавал преграды для возобновления института рабства в будущем. Ислам запрещает все существующие на то время формы порабощения человека, как, например, продажу человека в рабство из-за долгов или практиковавшуюся у иудеев продажу собственных дочерей. Единственный санкционированный Исламом вид порабощения заключался в захвате пленных и наложниц - исключительно во время законных военных действий. Почему? Ислам санкционирует такой вид порабощения, не как собственно созданный, а как общепризнанный, международный институт, существовавший в тот исторический период. Войны, как правило, в то время всегда сопровождались захватом наложниц и порабощением военнопленных. Отмена же рабства означала, что мусульмане должны были отпускать захваченных в бою вражеских солдат на волю, не имея даже права даже обменять их на пленных-мусульман, которые были обращены в рабство и томились в неволе.

Вместе с тем Коран оставляет только два пути решения проблемы военнопленных: либо отпустить на волю безвозмездно в качестве акта милосердия, либо обменять на своих военнопленных или получить за них денежный выкуп, (47; 4).

На основании этого аята, мусульманские ученые выносят решение о том, что существование института рабства остается на усмотрение правителей мусульманского государства, которые могут либо упразднить, либо оставить его легитимным, в зависимости от международной ситуации и конъюнктуры. Отмена рабства входит в сферу область исламского права под названием «общественная целесообразность» («масалих мурсала»), учитывающая рождающиеся интересы общества, социальные перемены и веяния. Говоря другими словами, Ислам первым ратует за отмену рабства, если человечество на определенном этапе своего развития придет к тому, что институт рабства должен быть искоренен и запрещен. Именно поэтому современные мусульманские правоведы говорят сегодня о запрете рабства и наложниц, вынесенном на основании подписанных международных конвенций. Однако в случае нарушения договора, когда неприятель захватывает в наложницы женщин и порабощает мужчин, мусульмане имеют право на адекватные меры в соответствии с правовой нормой «общественная целесообразность».

Таким образом, Ислам создал еще в VII веке условия для отмены существующего рабства и условия для отмены института рабства в будущем, когда человеческое общество найдет в себе силы отказаться от этого позорного явления.

Ясин Расулов