Мировоззренческая и поведенческая основы коранической морали

В чем заключается нравственность мусульманина? В соблюдении ли религиозно-культовых формальностей? Вправе ли мусульманин утверждать: я пятикратно молюсь в направлении Мекки, пощусь, совершаю паломничество, а значит я нравственный человек?

Устанавливая внешние формы поклонения, Коран в то же время презирает религиозно-бюрократическое мышление, основанное на голом формализме. Внешняя обрядность (пост, пятикратная молитва, паломничество и др.) не является, по Корану, самоцелью, т.е. не является добром, благочестием или нравственностью. Благочестие, нравственность человека выражаются прежде всего в мироощущении, которое положительным образом отражается на его чувствах, делах, поведении. Так Коран (2:177) трактуя благочестие, делит его на две составляющие: мировоззренческую и поведенческую.

Мировоззренческая составляющая благочестия состоит из: 1) веры в Аллаха; 2) веры в Судный день; 3) веры в ангелов; 4) веры в небесные писания; 5) веры в пророков.

1) Вера в Единственного Бога избавляет человека от всякой зависимости, от оков преклонения пред любыми иными силами, идеями. Человечество, подчиняясь Единому Богу, достигает не теоретическо-спекулятивного, а истинного равенства. Без веры в Бога исчезает смысл жизни, рушится сама возможность интеграции человеческого общества. 2) Вера в Судный день представляет собой веру в абсолютную божественную справедливость, в то, что земная человеческая жизнь обладает высшей ценностью и смыслом, в то, что добро будет вознаграждено, а зло – неотвратимо наказано. 3) Вера в существование ангелов – это одно из проявлений веры в трансцендентальное, в непостигаемое органами чувств. Вера в то, что находится вне пределов органов чувств, отличает человека от животного, ограниченного в своей жизненной ориентации только чувственными инстинктами; 4) Вера в «писания» и пророков формирует веру в пророческие миссии, в цельность человечества, у которого одна вера и Единственный Бог.

Поведенческая составляющая состоит из: 1) жертвования своим имуществом («не смотря на любовь к нему») в пользу родственников, cиpoт, бедняков, путников, «просящих» и на (освобождение) рабов; 2) совершения молитвы; 3) выплаты заката; 4) сдерживания данных обещаний; 5) терпения в трудностях.

1) Кораническое повеление «жертвовать имуществом, не смотря на любовь к нему» представляет собой, во-первых, высокую духовную ценность, поскольку человеческая душа сбрасывает с себя самый тяжелый балласт – страсть к деньгам и алчность, человек избавляется от рабства денег, алчности, эгоизма. Ислам всегда стремится высвободить человека от внутренней зависимости, слабости и искушений, прежде чем, освободить его от внешней, социальной зависимости, так как рабы своего тела – это рабы людей. Люди, победившие внутреннюю зависимость, – это свободные и сильные представители общества.

Во-вторых, здесь кроется огромная социальная польза:

а) поддерживание близкородственных уз; Коран ставит помощь близким по крови на первое место, так как семья – это главнейшая ячейка общества;

б) забота общества о сиротах; т.е. здесь выражаются помощь сильного слабому, старшего – младшему, компенсирование отсутствия родительской заботы, опеки и ласки, которую ощущают сироты, защита будущего нации от мстительной преступности сирот, которые были лишены поддержки общества;

в) помощь беднякам (араб. «масакин», что означает «не просящие людей, а терпеливо сносящие бедное существование»);

г) помощь путникам; оказывая помощь человеку, находящемуся вдали от дома и близких, кораническое общество провозглашает главный принцип: человечество – одна большая семья, земля – один дом и родина, на которой всякий всегда найдет близких и поддержку;

д) помощь просящим; не отозваться на крик, воззвание о помощи – это проявление равнодушия и бессердечности; оказывая помощь «просящим», общество сохраняет им человеческое лицо и достоинство; в то же время ислам запрещает хождение с протянутой рукой тем, кто имеет работу (или имеет возможность заработать) и достаточное материальное обеспечение;

е) освобождение раба; в Исламе существует ряд эффективных мер, направленных на отмену рабства, так ислам объявляет свободу рабу с того момента, как только он требует своего освобождения - «мукатаба» («выплаты определенной суммы хозяину за самоосвобождение»), с этой минуты его работа оплачивается в счет освобождения (мукатабы); на свое освобождение раб имеет право получить денежную помощь из государственного фонда заката (ежегодного налога); благочестием также является оказание ему помимо заката помощи из добровольных пожертвований;

2) Совершение молитвы; молитва – не есть №обращение человека лицом на запад или восток», это – всецелое, одномоментное обращение человека к Господу разумом, душой и телом. Молитва представляет собой воплощение исламской идеи признания человека совокупностью трех составляющих – тела, разума и души; то есть молитва – это поприще активизации, гармонизации всех трех составляющих, которые едино-цельно обращаются к Господу. Активирование физической составляющей заключается в стоянии, преклонения, поклонах, активирование разума – в чтение и размышление о смысле, активирование духовной составляющей – в покорности и смирение пред Богом;

3) Плата заката (ежегодного налога, взимаемого с богатых слоев населения). Здесь заключается идея исламской экономической философии: владелец имущества – это только управляющий, а хозяин его богатства и финансов – Бог. Разделение «заката» и добровольных пожертвований, упомянутых выше, означает, что последние не являются альтернативой «закату». Соответственно, закат не является альтернативой добровольным пожертвованиям. Таким образом, добровольные пожертвования и закят – две главные и независимые составляющие исламского социального обеспечения.

4) «Сдерживать данные обещания» - это, с точки зрения Корана, является признаком веры, гуманизма и добродетели. Невыполнение заключенных договоренностей или несдерживание данных обещаний разрушает доверие между людьми, нациями и государствами, а потому Коран обязывает сдерживать обещания, данные как друзьям, так и врагам;

5) «Терпение в трудностях»: в этом проявляется психологическое, духовное воспитание человека, который должен не прогибаться, не падать духом пред обрушившимся на него бедами, а возлагать всю веру и надежду на Бога. Коран делит несчастья в этом айяте на три разновидности: нищета (ба’са), болезнь (дарра), поле битвы (ба’с).

Таким образом, Коран объединяет мировоззренческую и поведенческую составляющую в неразрывное, едино-цельное понятие, название которому «благочестие» или, другими словами, истинная вера. А потому носителей подобных качеств Коран называет теми, «кто правдив в своей вере», кто осмыслил вероисповедное значение Ислама и претворил его в жизнь.

«He в тoм лежит блaгoчecтиe, чтoбы на вocтoк иль зaпaд лик свой обратить, a блaгoчecтиe в том, чтобы уверовать в Aллaxa, и в Судный дeнь, и в aнгeлoв, и в Пиcaниe, и в пpopoкoв; раздавать имущество (любя его) и близким по крови, и cиpoтaм, и беднякам, и путникам, и просящим, и нa (освобождение) paбoв, и совершать мoлитвy, платить закат, скрепленный договор исполнить, быть стойким, тepпeливым в нищете, в болезнях и на поле битвы. Таковы – правдивые, таковы – богобоязненные»

Ясин Расулов